Тьюторы центра «Хасдэй Нэшама» |
![]() |
![]() |
![]() |
24.06.2017 00:00 | |||
Ученик 1-го класса Иван Ф., относясь к категории детей «с особенностями развития», испытывал трудности не только в обучении, но и в общении со сверстниками. У мальчика низкие уровни речевого развития, логического мышления, слабая скорость выполнения заданий. Он не может работать в одиночестве и самостоятельно, не обращает внимание на инструкции. Завершает работу самостоятельно, на замечания не реагирует. Эмоциональные реакции не адекватны либо отсутствуют.
Алина Сергеевна также хорошо взаимодействовала с классным руководителем класса Татьяной Владимировной Оводовой. Ерохина следила, чтобы ребенок всегда был в зоне успешности и вовремя давала знак, что ребенка нужно похвалить, спросить, вызвать к доске или наоборот. Какое-то время не обращаться к нему. Она также при необходимости дублировала речь учителя, обращаясь к Ване персонально, привлекая внимание ребенка к учителю, к доске, к заданию, повторяла его, подкрепляла его дополнительным иллюстрированным материалом, словами, жестами, помогала Ване ориентироваться в учебных пособиях, подсказывала, как вовремя поднять руку. Также она вела специальный, обязательный журнал, в котором различными смайликами отмечала успехи и неудачи Вани. В результате работы тьютора буквально за два месяца отмечалась положительная динамика в обучении Ивана Ф. Он успешно справился с комплексной работой за 1-ый класс, стал спокойно сидеть на уроках, перестал прятаться под партой, привлекать внимание выкриками с места.
Особенно важна и ценна работа с этим ребенком во время перемен, динамической паузы в группе продленного дня. Григорий Михайлович организовал рабочее место и деятельность ребенка на уроке. При проявлении агрессии тьютор выходил с Семенов в коридор. Во время прогулок были организованы коллективные игры, в результате чего удалось избежать бесконечных конфликтов с одноклассниками. Таким образом Григорий Михайлович оказал большую Семену в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении своего гиперактивного. А иногда и агрессивного поведения. В результате тьюторы фактически были помощниками на уроках не только для детей, но и для учителя. Вов время своей работы тьюторы оказывали помощь не только своим воспитанникам, но и другим детям, нуждающимся в помощи. Это позволило Ивану и Семену быть на равных со своими одноклассниками. В России должностные обязанности тьютора и требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 02.08.2010 №761 н. С 1 февраля 2017 года на базе Тульского областного еврейского благотворительного центра «Хасдэй Нэшама» при финансовой поддержке Женской лиги Российского еврейского конгресса реализуется новый уникальный проект «Интеграция детей с особыми потребностями в образовательное пространство ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» для детей, посещающих образовательные программы (еврейский детский сад "Лаудер Шалом", еврейская общеобразовательная школа "Лаудер Скул", еврейская воскресная школа "Хаверим"). Партнер проекта - Некоммерческое партнерство детских психологов и коррекционных педагогов по оказанию профессиональной помощи детям с особенностями развития «Содействие» (г.Тула). НП «Содействие» с 2013 года силами своих специалистов осуществляет проект по организации тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в школах и дошкольных учреждениях Тулы, в том числе детей с аутическими и другими сложными нарушениями развития, на основе современных подходов, форм и методов с учетом индивидуальных особенностей детей. Цель проекта - оказание помощи детям с особыми потребностями, посещающих еврейские образовательные программы (еврейский детский сад "Лаудер Шалом", еврейская общеобразовательная школа "Лаудер Скул", еврейская воскресная школа "Хаверим"). В феврале велась работа по формированию контингента тьюторов, в состав которых вошли специалисты, работающие в ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» и привлечённые тьюторы со стороны НП «Содействие». При отборе тьюторов важно было, чтобы тьютор обладал компетенцией в сфере социального взаимодействия, а также качествами личности, способствующей налаживанию контакта с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В течение месяца шла работа по созданию методических рекомендаций по работе с выбранным контингентом детей на основе их анкетирования и наблюдения их в образовательной деятельности. Была проведена предварительная работа с родителями с целью подготовки их к взаимодействию с тьюторами и пониманию последующей работы с детьми. В марте организован тренинг подготовки тьюторов для развития у заинтересованных специалистов и волонтеров компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с детьми с особенностями развития и их сопровождения в процессе обучения вместе со сверстниками. Он адресован педагогам и социальным работникам, студентам и волонтерам, мотивированным оказать действенную помощь «особым» детям. Тренинг подготовлен и проводится М. Р. Овчинниковой, специальным психологом высшей квалификационной категории, имеющим 15-летний опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития и пятилетний опыт подготовки тьюторов для сопровождения детей с РАС в школах и детских садах г. Тулы.
- Марианна Робертовна Овчинникова - практик с большим стажем в этой области. Благодаря продуманным, хорошо организованным занятиям, на которых мы получали не только теоретический материал, но и играли в интерактивные игры, слушали реальные отчеты других тьюторов, мы смогли «проникнуться» теми ощущениями, которые испытывает ребенок. В процессе игр мы были «ребенком с РАС» и были «тьютором», «вслепую» выполняли инструкции другого человека, учились понимать друг друга без слов. Было задано много вопросов о том, как лучше найти подход к ребенку, избежать возможных конфликтных ситуаций с окружающими, и на все мы получили исчерпывающие ответы. Великолепные презентации, яркие, запоминающиеся раскрывали нам сущность работы тьютора. Запомнились и произвели впечатление рассказы о детях из центра «Хасдэй Нэшама», где работает Марианна Робертовна. Теоретический материал «под запись» был очень информативен, мы узнали о правилах поведения тьютора и получили рекомендации по выстраиванию отношений с ребенком. Марианна Робертовна каждое занятие спокойно, оптимистично, на живых примерах объясняла нам, что мы, тьюторы, можем помочь ребенку и его семье бороться и побеждать, что мы нужны. Неслучайно, проработав тьютором, Виолетта Павловна получила благодарность от мамы своей подопечной – Серафимы А., страдающей РАС. С которой занималась на протяжении последних нескольких месяцев в школе «Лаудер Скул». «С огромной благодарностью хочу обратиться к вам. Вы сопровождали моего ребенка на протяжении последних месяцев 2017 учебного года в процессе получения знаний в школе «Лаудер Скул». За этот незначительный период времени моя дочь сделала большие шаги в плане образовательного и воспитательного процесса именно благодаря Вашему сопровождению. Вы дали возможность ей раскрыться, почувствовать свою самостоятельность, поверить в себя. Вы всегда были готовы выслушать, дать полезные наставления и помочь. Моя семья очень благодарна за всё уделенное моему ребенку внимание и чуткость, проявленную за время работы. Очень надеюсь на дальнейшее совместное сотрудничество. С уважением, Ольга Львовна А.». Именно такие признания дают тьюторам силы и надежду для своих подопечных. Актуальность проекта по интеграции детей с особыми потребностями в образовательном пространстве ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» в Туле очень велика. Среди ребят, посещающих образовательные программы Центра – еврейский детский сад «Лаудер Шалом», еврейскую общеобразовательную школу «Лаудер Скул», еврейскую воскресную школу «Хаверим», есть дети с особыми образовательными потребностями. Они зачастую сталкиваются с трудностями в налаживании контактов с окружающими детьми и взрослыми, сложности по усвоению учебного материала. Участники образовательного процесса – учителя, воспитатели при работе с детьми с ООП также испытывают потребность в дополнительном сопровождении (тьюторстве) таких детей. Увидев даже первые, впечатляющие результаты своих усилий в практике тьюторов, Центр «Хасдэй Нэшама» надеется, что его опыт в этом направлении может стать и важным для его тиражирования в практике еврейских общин других регионов России. Юрий Брон
|