главная > Религиозная жизнь > Практика еврейской жизни
Практика еврейской жизни
Бат-мицва PDF Печать E-mail
Автор: Admin   
17.06.2013 22:46

У евреев не принято праздновать дни рождения. Когда я впервые узнал об этом, то спросил студента ешивы, в которой тогда учился (1991 год), отмечает ли он свой день рождения. Меир, так его звали, ответил мне, что я его спутал с Фараоном. Это был самый остроумный студент ешивы «Нетивот Олам» (Бней Брак). Иногда ему приходилось повторять мне свои шутки дважды. Второй раз – медленнее и на более простом иврите. Видя мою реакцию, он посоветовал перечитать сороковую главу книги Берешит. Вот что там написано: «И было на третий день, день рождения Паро, и устроил он пир для всех слуг своих…». Рабейну Бехае поясняет: «В тот день у Паро родился сын, которого назвали, как и отца – Паро. А у египтян был обычай ежегодно устраивать пир в день своего рождения».

Взрослые, возможно, не празднуют свой день рождения, а детям все-таки принято его отмечать. Тем более, бар-мицву и бат-мицву. 1 июня в еврейской общине г. Тулы был настоящий праздник: бат-мицва у Маи Саневич, дочери председателя еврейской общины города Григория (Цви) Саневича. Мая понимала важность этого события и серьезно, по-взрослому, к нему готовилась. Еще совсем недавно бат-мицва был чисто семейным праздником. В настоящее время во многих общинах в этот день отец виновницы торжества делает кидуш в синагоге после утренней молитвы в субботу. За столом говорят диврей Тора (слова Торы), поздравляют… Рабанит Яэль посоветовала Мае подготовить притчу или историю из мидраша, чтобы рассказать ее за субботним столом. Мая выбрала притчу про Мотла «разбойника». Ее рассказ произвел неизгладимое впечатление на всех присутствующих.

В эту субботу было особенно многолюдно. Пришли те, кто в силу разных обстоятельств не имеют возможности посещать синагогу регулярно. Сегодня они вместе со всеми молились, читали свиток Торы, говорили и слушали диврей Тора, пели субботние песни… Таким образом, в свою бат-мицву, в день, когда Мая стала обязанной в соблюдении заповедей, она помогла другим членам общины в исполнении важных заповедей.

Овадья Мишиев

Обновлено 17.06.2013 22:54
 
Брит-мила PDF Печать E-mail
Автор: Admin   
07.02.2012 22:16

Обрезание прошло успешно Тремя обрезанными евреями стало больше

В Тульской общине 15.01.12г. состоялся праздник, посвященный обрезанию троих представителей нашей общины. Моэль – специалист, рав Хаим Рубин  производивший обрезание, приехал специально из Иерусалима, он сделал их более 15 тысяч, и  это его второй визит в Тулу. Мужчины давно уже перешагнули восьмидневный возраст (когда по еврейскому закону производят брит-милу), и на обрезание они пошли сознательно, желая укрепить союз со Вс-вышним. Небольшая операция у всех  прошла без осложнений. После обрезания состоялась праздничная трапеза, на которой присутствовало 35 человек, рав Ариэль вручил в подарок от  общины книги о жизненном пути рава Ицхака Зильбера.  Виновникам торжества кричали мазл тов, поднимали бокалы,  делали лехаим и желали быстрейшего выздоровления.

Григорий Саневич

 
Миква PDF Печать E-mail
Автор: alkaret   
21.12.2009 19:20

Тула – один из немногих городов в России, где работает вновь построенная миква – с декабря 2009года. Разумеется, это является предметом нашей гордости.  В микве имеется ряд оригинальных конструкционных решений, облегчающих нагрев воды в бассейне. В этом году планируется монтаж дополнительного фильтровального оборудования. Наша миква обладает особым уютом и атмосферой, в этом можно убедиться , посетив ее. Обращайтесь к Диане Саневич  тел. 8-910-580-77-33.

3 декабря в Тульском еврейском общинном доме состоялось торжественное открытие миквы и синагоги. От проекта до претворения в жизнь прошло около 10 лет. И миква, и синагога необходимы для полноценного существования еврейской общины. Миква построена заново, имеет все необходимое оборудование. Синагога является преемницей старых синагог Тулы, значительно расширила свою площадь. Свет, проникающий через стеклянную крышу, придает помещению неповторимый вид, современный стиль и древность традиций переплетаются в этом месте. Религиозная община и все, кто приходит в еврейский центр, признательны тем, кто помогал возводить наш дом. Миква построена благодаря финансовой поддержке рава Бенциона Дюннера и рава Аарона Вольфсона под руководством института развития микв из Иерусалима, при непосредственном участии рава Гедальи Ольштейна. Синагога отделана и оборудована благодаря помощи туляка Яна Семеновича Рудницкого и многих других. На торжественном собрании , посвященном этому знаменательному событию, присутствовали раввины из Израиля, Москвы, Лондона, Канады, благотворители, члены религиозной общины, волонтеры, воспитанники еврейского детского сада и школы. На встрече была очень теплая, сердечная атмосфера. Это событие дало большой положительный эмоциональный заряд как нашим гостям, так всем присутствующим тулякам-евреям. Работе еврейской религиозной общины продолжается, уже на новом уровне.

Григорий Саневич

Миква работает. По всем вопросам обращатся по телефону (910) 580-77-33 Диана

Миква В помещении миквы

Обновлено 15.06.2012 15:57
 
Похороны и траур PDF Печать E-mail
Автор: Admin   
09.09.2009 01:50

Похороны и траур

alt

 

"Хевра кадиша - помощь в организации похорон"

 

В еврейской религиозной традиции очень важно захоранивать умерших среди «своих», то есть на еврейском участке. На новом 3-ем городском кладбище выделен отдельный еврейский участок, который, как бы мы к этому не относились, медленно, но неуклонно заполняется. В настоящее время там уже около 40 захоронений.

В помощь евреям, желающим похоронить своих безвременно умерших близких по иудейскому обряду, при Тульской синагоге уже несколько лет тому назад была возрождена «Хевра Кадиша» - еврейское похоронное братство. Основную работу в нем осуществляют Альберт Завлунов и Марк Найман. В случае печальной необходимости похорон родственникам следует обращаться непосредственно к ним на домашние телефоны:

А.Завлунов: 36-21-14

М.Найман: 46-15-38

или (в дневное время) в центр «Хасдей Нешама»: 21-15-25

 

«Хевра Кадиша» поможет договориться о месте захоронения на еврейском участке или о родственном подзахоронении, поспособствует в оформлении документов, организует религиозное сопровождение (чтение поминальных молитв и т.д.).

Также похоронное братство, по просьбе зарубежных либо отдаленно проживающих родственников захороненных, занимается розыском бесхозных могил, приведением их в порядок, с последующим его поддержанием, восстановлением памятников, надписей, оград и т.п. Так, только в уходящем году было 3 подобных обращения, безусловно, не оставшихся без внимания.

Еврейская традиция очень требовательно относится к точному соблюдению обычаев погребения усопших, ибо это облегчает пребывание их душ в Мире Грядущем и душ их родственников в Мире Настоящем.

Заботьтесь о своих близких, сохраняйте память о них и дай Б-г всем Вам дожить до 120.

Со слов М.Наймана записал Я.Шильт

ЕВРЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Из интернета.

ЙОРЦАЙТ (ГОДОВЩИНА СМЕРТИ)

Йорцайт — это годовщина смерти. Хотя само слово «йорцайт» («годовщина») происходит из языка идиш («йор» — год, «цайт» — время), вопрос о специальной памятной процедуре в годовщину смерти родителей обсуждается уже в Талмуде. Эта процедура не определяется в Талмуде в деталях, но о ней говорится как о потребности человека выразить свое горе по поводу понесенной утраты.

В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти, размышляют над сущностью жизни покойного.

Принято учить в память о покойном Тору.

Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она имеет особо сильную связь с живыми родственниками, и для души важно, чтобы вспомнили о ней.

СМЕРТЬ И ТРАУР


Еврейская традиция относится к смерти реалистически и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Всевышним долгой праведной жизнью, хорошим здоровьем и бодрым духом, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.

"Когда человек оставляет этот мир, ни серебро, ни драгоценные камни, ни жемчуг не уносит он с собой, но только Тору, которую он изучал, и добрые дела, которые он творил." (Поучения Отцов)
Мы все испытываем боль, когда умирает близкий человек. Однако иудаизм считает избыточный или слишком длительный траур нежелательным. Еврейские традиции, связанные с трауром, помогают человеку постепенно пережить его горе.

Еврейские законы и обычаи, связанные с похоронами и трауром, основаны на двух главных принципах: даже мертвое тело человека достойно уважения; необходимо приложить все усилия, чтобы облегчить душевное состояние близких покойного.

У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО

В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего. Если это возможно, в последние минуты жизни человек произносит покаянную молитву и Шма. Быть с человеком в момент его смерти и закрыть ему глаза, считается проявлением высокой добродетели. Затем присутствующие произносят благословение Б-гу как "судье праведному" и надрывают край своей одежды в знак горя. (Бытие 37:34)

ТРАУР ДО ПОХОРОН (ОНАН)
С момента смерти и до момента погребения пребывающего в трауре называют онан (начавший скорбеть). Главная задача онана - организация похорон; галаха, еврейский закон, запрещает кремацию. Для того, чтобы похоронить умершего как можно скорее, онан освобождается от выполнения всех положительных заповедей. Еврейская традиция считает недопустимым откладывать похороны, за исключение особых случаев. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было. Кто-нибудь всегда остается около него до самых похорон, даже если оно находится в морге.

ПОХОРОНЫ

Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) приготовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву - не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины - женщинами. Затем тело заворачивают в простой льняной саван. Мужчину обычно хоронят в таллите, в котором он молился при жизни. Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки. 

Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью. 
Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела. 
Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным. Ведь могут прийти враги и порадоваться его смерти. 
Кремация противоречит еврейскому Закону. В последние несколько столетий среди раввинов установилось единое мнение относительно недопустимости вскрытия как акта, оскверняющего покойного. Предусмотрены, однако, исключения для тех случаев, когда есть основания надеяться, что вскрытие может помочь спасти жизнь другому человеку или обнаружить преступника. 
Похоронить покойника следует в самый короткий срок. Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник). 
В субботу и праздники не хоронят. 
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного. 
Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. Поскольку никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим и произносимые в таком случае стандартные фразы звучат фальшиво, - лучше промолчать. Традиция требует, чтобы посетители не начинали первыми разговор с родственниками покойного. 
В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимает психологии горя. В такой момент разговор о банальных вещах причиняет значительно больше боли. 

Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. … Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре. Прежде чем покинуть кладбище, все омывают руки. С этого момента скорбящий перестает быть онан, он становится авель (множественное число - авелим), длительно скорбящий. По возвращении с похорон авелим подается еда, состоящая из крутых яиц. Яйцо, не имеющее отверстий, символизирует неспособность скорбящего выразить свое горе словами.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ (ШИВА)

Первая неделя после похорон называется Шива. Это период глубокого траура. Эту неделю все авелим обычно проводят в доме одного из них, не выходя оттуда без крайней необходимости. Трижды в день друзья и члены их общины приходят молиться вместе с пребывающими в трауре. Во время молитв мужчины, находящиеся в трауре, произносят каддиш. Часто каддиш ошибочно считают молитвой за умершего. На самом деле это признание величия Б-га и молитва о наступлении эпохи всеобщего мира. 
Во все дни шива, кроме Шаббата, во время которого траур запрещен, скорбящие сидят на низких стульях. Им не разрешается стричь ногти и волосы, однако если соблюдающий траур болен и ему это мешает, запрет снимается. Все зеркала в доме покрывают, чтобы собственное отражение не отвлекало скорбящих, супружеские отношения запрещены. Пребывающие в трауре не слушают музыку, не надевают кожаной обуви. Днем и ночью горит свеча. Это напоминает о сказанном в Притчах: "Душа человека - это свеча Г-спода". В течение этой недели друзья приходят навестить находящихся в трауре, поговорить с ними, выразить им свои соболезнования. Гостям не подается угощение, так как считается неправильным брать что-либо у скорбящего, даже еду. По окончании этой недели они выходят из дома и приступают к своим обычным делам.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ (ШЛОШИМ)

Шлошим (тридцать) - это название первого месяца траура. Он включает неделю шива.
С окончанием шива кончается период глубокого траура. Теперь скорбящие уже не сидят на низком, им разрешается стричь ногти, однако волосы начинают стричь несколько позже. Мужчины каждый день произносят каддиш в синагоге.
Надгробье может быть установлено в любой момент после шива. Некоторые стараются делать это в конце шлошим. Многие делают это через год. …
Траур по родителям продолжается у евреев год. В это время не исполняют музыки и не слушают ее. Исключение составляют профессиональные музыканты, для которых игра - источник существования. Мужчины продолжают читать каддиш 11 месяцев. Годовщина смерти называется идишским словом ярцайт. В этот день днем и ночью горит свеча и вновь произносится каддиш. Близкие родственники покойного зажигают свечу, которая горит двадцать четыре часа, и читают каддиш в каждую годовщину на протяжении всей своей жизни.
Обычай этот основан на сказанном в книге Мишлей: "Душа человека - светильник Всевышнего" (20:27). Допустимо заменить свечу маленькой электрической лампочкой. 
В йорцайт дают пожертвования и стараются совершать добрые дела.

Примечание.
Приведенный выше текст заимствован с сайта WWW.ISTOK.RU (http://www.istok.ru/jews-n-world/Forta/Forta_39.shtml , 
http://www.istok.ru/jews-n-world/Donin/Donin_19.shtml )

КРАТКИЙ СПИСОК ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЕВРЕЙСКИХ ЗАКОНОВ О ПОХОРОНАХ И ТРАУРЕ

"ЗАКОНЫ ПОХОРОН"

Делать вскрытие запрещается. 
Кремация категорически запрещена. Тело должно быть похоронено в земле. Следует приложить все усилия к тому, чтобы похоронить еврея на еврейском кладбище. Если это невозможно, следует похоронить его отдельно от неевреев. 
Перед погребением тело обмывают (моют водой, после чего выливают на него около 20 литров воды), а затем заворачивают в саван. Саван должен быть белым, желательно льняным. 
Во время еврейских похорон тело (включая лицо) все время закрыто. Тело не выставляют на обозрение, и нет никакой необходимости в его косметологической консервации. 
Если хоронят в гробу, то гроб должен быть деревянным. Желательно вынуть одну из нижних досок или просверлить в ней отверстие. В гроб не кладут посторонние предметы (цветы и т.п.). 
В Субботу и главные еврейские Праздники не хоронят. В других случаях откладывать похороны нежелательно.

ПОРЯДОК ПОХОРОН:

Ближайшие родственники (отец, мать, брат, сестра, сын, дочь, супруг или супруга) делают криа — надрывание одежды. 
Родственники или друзья произносят hecneg — «прощальное слово», в котором вспоминают о добрых делах и хороших чертах умершего. 
Траурная процессия идет к месту захоронения, при этом читают Псалмы. 
Тело опускают в могилу и (в первую очередь, родственники и друзья) засыпают его землей. (Если хоронят без гроба, сначала кладут слой кирпичей или дерева, а потом уже засыпают землей). Читают особый Кадиш и молитву о душе умершего. 
Немедленно после похорон ближайшие родственники начинают соблюдать правила траура; окружающие обращаются к ним со словами утешения. 
По выходе с кладбища омывают руки и не вытирают их. 
По возвращении ближайших родственников домой соседи и более далекие родственники подают им «трапезу сочувствия». Поминок не устраивают.

ШИВА — ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРАУРА ДЛЯ БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМИ ДНЕЙ, НАЧИНАЯ СО ДНЯ ПОХОРОН:

Занавешивают все зеркала в доме, зажигают свечи. 
Не выходят из дома, не работают. 
Сидят на низкой скамейке или на полу. 
Не приветствуют и не прощаются. 
Не надевают кожаную обувь (ходят в некожаной обуви или босиком). 
Не развлекаются (не читают книги, не слушают радио и музыку, не смотрят телевизор). Не отвлекаются от скорби. 
Читают Кадиш (для этого необходимо присутствие не менее десяти взрослых евреев). 
Не моются, не стригутся и не бреются. (Стричься и бриться нельзя и позже, на протяжении тридцати дней). 
Супружеская близость запрещена." 

Из книги "Долг живых" П.ПОЛОНСКИЙ

Обновлено 02.03.2015 13:08
 
Хупа PDF Печать E-mail
Автор: Admin   
09.09.2009 01:45

Хупа в тульской общине


В июле 2009 года в тульском еврейском общинном доме произошла первая в этих стенах настоящая еврейская свадьба у Максима и Ирины Басиных.

Хупа — еврейская свадьба


Разговор о еврейском понимании брака стоит начать с обычая заключать его под специальным навесом — хупой, чем-то вроде маленькой беседки. Многие даже считают, что слово «хупа» является синонимом слова «свадьба». Однако это не совсем так. Например, говорят наши мудрецы (В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а), что «в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику», а у первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона [1] . Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.

[ Очень интересны составные части еврейской традиции бракосочетания: помазание лба жениха пеплом в знак траура о разрушении Храма, обход невестой, ведомой своей мамой и матерью жениха, семь раз вокруг жениха, стоящего под хупой, чтение ктубы — брачного письменного обязательствабудущего мужа перед невестой и, наконец, кульминация — одевание кольца на указательный палец невесты со словами «Ты посвящаешся мне этим кольцом по закону Моше и Народа Израиля».

Не только название «венчание», но и практически все внешние составляющие еврейского церемониала через христианство вошли в культуру стран, где мы с вами родились. Благословения на вино, которые у окружающих нас народов трансформировались в застольные тосты. Разбивание стеклянного стакана женихом — в торжественный спуск на воду кораблей с разбиванием об их борт бутылок шампанского «в добрый знак» и т.д. Вот только внутреннее содержание Хупы, озаряющей будущий еврейский дом святостью Торы, перенести на чужую почву вряд ли возможно… -Ред.]

В чём же величие жениха, стоящего под хупой? Когда мы говорим «жениха», то мы, конечно же, имеем в виду и невесту. Одна из семи брахот (благосвовений), говорящихся на свадьбе, гласит: «Благословен Ты, Всевышний, сотворяющий человека». Речь идёт не о моменте рождения, а именно о свадьбе. Только сейчас мужчина и женщина пришли к той форме, в которой они были первоначально сотворены и к которой они предназначены. Теперь они составляют единое целое, в котором, однако, внешним представителем является мужчина, а женщина более ответственна за внутреннее содержание. Поэтому мы, смотря со стороны, чаще упоминаем мужчину.

Как известно, первая фраза Торы говорит о том, что «в начале создал Всевышний небо и землю». Конечно же, речь не идёт лишь об известных нам ландшафте и небосводе. Великий Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин объясняет, что в этой фразе описан главный принцип мироздания: всегда и во всём есть (а)влияющий и (б)принимающий это влияние. Конечно же, в этом мире совершенства не существует. Например, у каждого человека есть свои недостатки и, как говорится, выше головы не прыгнешь. Однако Творец создал механизм, позволяющий нам это преодолеть. В паре «влияющий — принимающий» недостатки одного могут быть скомпенсированы преимуществами другого.

В этом и есть величие пары, стоящей под хупой. Они вступили на путь, ведущий к совершенству. Связав себя «узами брака», а не просто вступив в случайную связь, они создали канал для взаимного влияния. Сделав это согласно законам Торы, они создали благоприятные условия для прямого Б-жественного участия в этом процессе. 

По материалам сайта http://toldot.ru, автор Ури Калюжный.
Обновлено 07.11.2009 21:30
 

Объявления

Помощь в еврейских похоронах

27.08.2016

Организация похорон по еврейской традиции без посредников Изготовление, монтаж памятников, оград Надписи на памятнике на иврите Благоустройство старых могил Уход ...

Подробнее

Сохраните память о близких!

01.09.2015

Кто желает  увековечить  своих близких и родных на Доске Памяти в молельном зале, обращаться к Липовскому Альгерту Ефимовичу, телефон  8-910 582 ...

Подробнее

Родителям!

29.06.2017

Уважаемые родители! В понедельник, 3 июня ожидаем вас с детьми к 8-30 в ТОЕБЦ "Хасдэй Нэшама" на открытии детского ...

Подробнее

Все объявленияJoomla! Україна

Авторизация



Рекомендуем

Миква

15.02.2010

Тула – один из немногих городов в России, где работает вновь построенная миква – с декабря 2009года. Разумеется, это ...

Подробнее

Тульское еврейское кладбище

05.07.2009

27 июля 1883 года раввин города Тулы Меер Исаакович Зафрен обратился в городскую управу с просьбой о расширении еврейского ...

Подробнее

Тульская синагога

05.07.2009

Синагога на втором этаже Во время молитвы еврей общается напрямую со Всевышним и исполняет многие важные заповеди, может молится о ...

Подробнее

Joomla! Україна

feed-image Текущая лента