главная > Хэсэд
История тульской еврейской общины PDF Печать E-mail
Автор: Admin   
05.07.2009 23:51

Саневич Фаина Перецовна

Тульской еврейской общине более 150 лет. В середине XIX века ее основу составляли николаевские солдаты, призванные из Белоруссии и Польши, и служившие на тульской оружейном заводе в подвижных инвалидных ротах. Несмотря на оторванность от дома и тяготы воинской службы, солдаты-евреи стремились сохранить свои обычаи, выбрали себе раввина, собирались вместе на молитвы по субботам и праздникам. В это же время в Чулковской слободе г. Тулы организуется кладбище для умерших солдат-евреев и остального еврейского населения города. В 70-годы XIX века призванные на службу получили свободу, они занялись ремеслами и торговлей. В Туле появились купцы Зафрены, Басины и другие. В конце XIX века усилилась миграция, и в Тулу приехало большое количество новых ремесленников, провизоров, фармацевтов. Много евреев жило в уездных городах – Алексине, Белеве. В этот период это одна из самых крупных еврейских общин вне черты оседлости. За всеми евреями, жившими в городе, велось наблюдение со стороны полицейского управления. К началу 2-го века община официально насчитывала около 3,5 тысяч человек, имелись три молельных дома, 2 Талмуд-Торы, хедеры, миквы, осуществлялась шхита, функционировало еврейское кладбище и Хера-Кадиша.

В период Первой мировой войны в помещении синагоги был создан госпиталь для раненных евреев, в этот период в город приехало значительное количество беженцев из зоны отселения евреев вдоль западной границы Российской Империи.

Еврейская община Тулы не поддерживала большевиков, а фамилии евреев-революционеров, коими богата Тульская топонимика, принадлежат приезжим людям.

В годы Советской власти молельные дома были закрыты, в одном из них разместился клуб евреев-трудящихся, но миньян все равно собирался – тайком, на квартирах, пеклась маца, проводились обрезания, свадьбы и похороны по еврейскому обычаю. Религиозный образ жизни пытались заменить путем организации еврейских библиотек, курсов изучения языка Идиш, различных еврейских общественных организаций, в том числе ОЗЕТ, а также формированием артелей по национальному признаку. Вся эта деятельность была свернута к 1937 году.

В послевоенные годы евреи-фронтовики купили вскладчину часть дома, использовавшуюся в качестве синагоги. И не смотря ни на что, синагога продолжала работать. От той, старой еврейской Тулы сохранились свитки Торы, еврейские книги, скамейки и другие предметы из старых синагог, которые сейчас можно увидеть в Музее истории евреев г. Тулы. Но еврейская жизнь не остановилась, она продолжается усилиями Фаины Саневич и ее единомышленников.

 

 

Обновлено 10.09.2018 23:13
 

Объявления

22 марта в 18-00 приглашаем на лекцию!

20.03.2019

22 марта 2019 г. в к. 22 Еврейского общинного центра на ул.Свободы, 41 состоится лекция Анатолия Копылевича "Образ еврея в ...

Подробнее

Пурим в Туле

08.03.2019

«Пурим» празднуем в здании по ул. Свободы, дом 41 20 марта 2019 г. 19.30 - чтение Магилат Эстер 21 марта ...

Подробнее

Сохраните память о близких!

01.09.2015

Кто желает  увековечить  своих близких и родных на Доске Памяти в молельном зале, обращаться к Липовскому Альгерту Ефимовичу, телефон  8-910 582 ...

Подробнее

Все объявленияJoomla! Україна

Авторизация



Рекомендуем

Тульская синагога

05.07.2009

Синагога на втором этаже Во время молитвы еврей общается напрямую со Всевышним и исполняет многие важные заповеди, может молится о ...

Подробнее

Тульское еврейское кладбище

05.07.2009

27 июля 1883 года раввин города Тулы Меер Исаакович Зафрен обратился в городскую управу с просьбой о расширении еврейского ...

Подробнее

Миква

15.02.2010

Тула – один из немногих городов в России, где работает вновь построенная миква – с декабря 2009года. Разумеется, это ...

Подробнее

Joomla! Україна