Песах в душе и сердце

Ариэль Масалитин родился в 1969 году в Москве. Высшее религиозное образование получил в Московской академии иудаики иешиве Торат Хаим. Продолжил образование в иешиве Кнесет Хизкияу в Хайфе (Израиль). Сдал в 2000 году раввинский экзамен в Главном раввинате Израиля.

Равин Ариэль Масалитин

Мы встретились с равом Ариэлем накануне великого праздника — Песаха.

— Рав Ариэль, Вы в нашей тульской синагоге уже больше двадцати лет…

— Да, можно сказать, возрождение тульской еврейской общины, благодаря титаническим усилиям Фаины Перецовны Саневич, началось именно в конце девяностых годов. И то, что сделали тульские евреи под ее руководством — мне хотелось бы назвать духовным подвигом.

Люди, которые часто приезжают к нам из-за рубежа, издалека бывают просто потрясены, что вдали от черты оседлости, включавшей в основном, территории Белоруссии и Украины, видят воочию настоящий общинный центр с детским садом, школой, синагогой, библиотекой, музеем истории евреев города Тулы, многочисленными программами, охватывающими пожилых людей, с уроками идиша и иврита, различными культурными программами.

Всё это как раз укладывается в понимание Песаха — как символа освобождения, развития еврейского народа. То есть сегодня мы свободно храним и развиваем то, что начали наши предки, выйдя из Египта и обретя затем Тору и Землю Обетованную, Эрец Исраэль.

Ведь Песах — самый древний, особый наш праздник.

Его название, которое в переводе с иврита означает «перешагнул», касается эпизода Торы, в котором описывается десятая египетская казнь: фараон отказался отпустить евреев из рабства, и за это на него и на всех жителей страны обрушилось страшное наказание — смерть первенцев буквально в каждом доме.

Дом фараона не стал исключением. Однако евреев несчастье не постигло, Б-г прошел мимо их жилищ, подтвердив свое особое отношение к нашему народу.

После случившегося потрясенный фараон решил отпустить евреев. Поэтому в Песах отмечают освобождение еврейского народа от рабства.

— Это история. А какова традиция празднования Песаха? Давайте напомним нашим читателям.

— Начало празднования Песаха соответствует 14 дню весеннего месяца Нисан — первого месяца года в еврейском календаре, который совпадает с мартом-апрелем григорианского календаря и который считается месяцем надежды.

Отмечать Песах принято на протяжении 7 дней в Израиле, а в других странах, где проживают евреи — 8. В первые два и последние два дня празднования запрещается какая-либо работа.

Традиции празднования Песаха очень строгие.

В вечер 14 нисана все члены семьи должны дождаться захода солнца и собраться за одним столом для ужина, который называется Седер. На Седер принято приглашать бедных людей и одиноких знакомых, которые не имеют возможности провести Песах со своими близкими.

Для Седера готовится специальная еда. Одно из самых известных и главных блюд – маца (пресный хлеб), которую нужно есть несколько раз во время ужина. Также на столе присутствует горькая зелень (марор), которая символизирует горечь египетского рабства и харосет – смесь из яблок, орехов и фиников, символизирующая глину, из которой евреи в рабстве делали кирпичи.

Во второй части Седера подаются обычные еврейские праздничные блюда.

На Седере не принято есть всю приготовленную пищу. Такое блюдо как зроа — обжаренный кусочек курицы с косточкой — предназначено для того, чтобы во время ужина напоминать о жертвоприношении в храме Иерусалима.

Во время ужина каждый из сидящих за столом должен выпить четыре бокала вина. Дети и непьющие взрослые вместо вина пьют виноградный сок. Число бокалов соответствует количеству обещаний, которые дал Б-г избранному народу. Затем наливается пятый бокал, однако его не выпивают, а оставляют в честь пророка Элияху.

Не менее важной частью Седера являются молитвы и благословения.

После Седера наступают «будни праздника», их всего пять. Завершающим днем Песаха является также выходной, который предназначен для памяти о  разделении морских вод. Этот день посвящен эпизоду, как фараон решил поймать евреев, которых отпустил, и организовал погоню за ними. Однако евреям удалось перейти через воды Красного моря, которые расступились перед ними, а преследователи не смогли пройти сквозь них и погибли.

В Песах запрещается есть продукты из закваски или приготовленные методом брожения: хлеб, выпечку, макароны, пиво, спиртное на основе солода. Квасное запрещено даже хранить дома в дни празднования Песаха. Чтобы избавиться от запрещенных продуктов, их либо сжигают, либо продают людям с другой верой. Запрет связан с тем, что когда иудеи бежали из рабства, они не смогли дождаться, когда тесто для хлеба созреет. Из-за этого они взяли в дорогу пресную мацу.

— И всё же праздник есть праздник.

— Конечно. Особое значение Песаха вытекает из идеи свободы. Б-г освободил наших предков из египетского рабства один раз — но это освобождение должно повторяться каждый год. Недаром в начале Седера мы говорим: «В этом году в рабстве — в будущем году на свободе; в этом году здесь — в будущем году в Иерусалиме».

Идея свободы — главная для еврейского сознания. Может быть, именно поэтому в нашем народе так много выдающихся личностей — поэтов, музыкантов, ученых. Только человек, свободный во всех смыслах, может свободно мыслить и творить.

Вот и много лет назад, в Москве, наша религия, в которой принципиально отсутствует авторитарность, стала для меня такой притягательной в условиях несвободы, в какие бы одежды та ни рядилась. Ведь главнейшее отличие иудаизма от христианства — полное отсутствие института посредников. Не было и нет никакого посредника между нами и Б-гом. Тора была дана каждому еврею так же, как самому великому и мудрому раввину, перед Вс-вышним мы равны, и Б-г и Его Тора стоят над всеми нами одинаково…

— А с чем, рав Ариэль, у Вас ассоциируется праздник Песах?

— Когда я учился в Москве в иешиве, мы готовились к Песаху: на мясорубке по очереди готовили хрен — обязательный компонент праздничного стола (улыбается). Испытание то еще, но сквозь слезы и смех мы его успешно выдерживали. А потом, уже за праздничным столом, кушали мацу с марором; все эти волшебные вкусы и запахи — это всегда волнующее напоминание о Песахе.

— Что бы Вы хотели пожелать всем, кто скоро будет отмечать Песах?

— Помнить о той великой цене, что заплатили наши предки за обретение свободы. Хранить нашу Тору. Заботиться о близких, о своей семье.

Песах напоминает нам о том, что искренняя вера в Божественную силу творит чудеса и после тяжких испытаний на стойкость дарует вожделенное и заслуженное счастье.

Обязательно посвятите свободное время чтению Торы и размышлениям о душе и о смысле жизни.

Беседовал Юрий Брон.