Бар/бат мицва

В тульской синагогеБар-мицва в тульской общине

Архив событий

9 мая 2009 г. в субботу в тульской синагоге состоялась бар-мицва Димы Ставничука

Мазл-тов! 9 мая, в субботу в тульской синагоге состоялась бар-мицва Ставничука Димы. На молитву собралось около 20 человек, присутствовали мама и бабушка Димы. Новый член еврейской общины был торжественно вызван к Торе, рассказывал и объяснял содержание недельной главы. Затем в виновника торжества летели конфеты. За праздничным столом Диму искренне поздравляли раввин, все члены общины, вспоминали бар-мицвы, которые были у них, пришлись на тяжелое военное время, справлялись тайно. Президент ТОЕБЦ Фаина Саневич отметила, что Дима прошел все этапы существующего сейчас в Туле детского еврейского образования – детский сад, еврейская общеобразовательная и воскресная школы, работа в этом направлении приносит свои плоды и она должна продолжаться. На следующий день, в воскресенье, имениннику были вручены подарки. Итак, у нас прибавился еще один член общины!

28 марта 2009 г. в субботу в тульской синагоге состоялась бар-мицаСергея (Исраэля) Шефера

28 марта, суббота. В синагоге необычное оживление, присутствовало очень много народа ( около 40 человек). Это аншлаг. В чём дело? В этот день бар-мица у Сергея (Исраэля) Шефера. Присутствовало много молодежи, детей младшего возраста, женщин. Это первая бар-мицва в нашей синагоге. (Летом прошлого года была бар-мицва у Жени Саневича, но это было в помещении старой синагоги). Таким образом, в нашем центре «Хасдэй Нешама» произошло знаменательное событие. Всем присутствующим в «мужском отделении» синагоги председатель религиозной общины Гриша Саневич раздает конфеты. Наступило время чтения Торы. В обычные субботы перед началом чтения Торы рав Ариэль комментирует недельную главу. Но в этот раз вышел Сергей и очень компетентно рассказал о содержании недельной главы, которая повествовала о порядке принесения жертв в Храме. Закончив рассказ, Сергей вернулся на свое место. Началось чтение Торы. Как и положено, в качестве одного из вызываемых к свитку был приглашен Сергей. Когда закончился отрывок недельной главы, к которому он был вызван, в синагоге захлопали в ладоши и в Сергея полетели конфеты, которые потом собрали посетители синагоги младшего возраста. Все поздравили Сергея и пожелали ему успехов в дальнейшей жизни. Как положено в подобных случаях, после окончания утренней молитвы, на совместной трапезе присутствующие отметили это радостное событие.

М. Долгин

26 мая 2012 г  состоялась бар-мицва Юры (Иегуды) Ковалева

Увеличивается число совершеннолетних членов еврейской общины.  26 мая 2012г. состоялась бар-мицва у Юры (Иегуды) Ковалева. В этот торжественный день в присутствии всех членов миньяна Юра самостоятельно читал отрывок со свитку  Торы на мафтир  и рассказыал о недельной главе. Вместе с Юрочкой радовались этому его мама Екатерина и бабаушка. Юра прошел этапы  еврейского детского образования в  Туле – еврейский детский сад, еврейскую общеобразовательную школу, а в этом году зимой он сам захотел чтобы ему сделали обрезание (согласитесь, и для взрослого это волнительная процедура). По окончании молитвы за столом все радовались и поздравляли Юру и его семью, рав Ариэль вручил подарок – большую книгу о еврейских мудрецах, произносили пожелания дальнейшего обучения и совершенствования в Торе.

БАР-МИЦВА́

БАР-МИЦВА́ (בַּר מִצְוָה; буквально `сын заповеди`), мальчик, достигший возраста 13 лет и одного дня и считающийся физически взрослым, а потому правомочным и обязанным исполнять все религиозные заповеди. Согласно Мишне, достигший 13-летнего возраста обязан исполнять все религиозные заповеди (Авот 5:21); все обязательства, данные после достижения возраста 13 лет и одного дня, подлежат неукоснительному исполнению (Нид. 5:6). В Талмуде (БМ. 96а) термин бар-мицва используется для обозначения лица, на которое распространяется действие Закона. Только в 15 в. термин бар-мицва стал употребляться и для обозначения события, знаменовавшего вступление мальчика в религиозное и правовое совершеннолетие.

Актом, символизирующим как для мальчика, достигшего положенного возраста, так и для всей общины принятие им прав и обязанностей члена общины, является приглашение этого мальчика к чтению Торы в синагоге (обычно хафтара). Отец мальчика, также приглашаемый к чтению Торы, произносит формулу: «Благословен Тот, который снял с меня ответственность за этого [то есть за сына]». В Восточной Европе мальчик приглашался к чтению Торы в синагоге в понедельник или четверг после своего тринадцатилетия по еврейскому календарю. В Западной Европе приглашение к чтению Торы имело место обычно в первую субботу после тринадцатилетия. Приглашение к чтению Торы в ходе субботней утренней службы является сейчас общепринятым в странах Запада и во многих синагогах Израиля. К чтению Торы приглашаются и члены семьи мальчика, и раввин произносит проповедь, посвященную бар-мицве и моральным и религиозным обязанностям нового полноправного члена общины.

После завершения утренней службы устраивается праздничный киддуш, и в тот же или на следующий день — торжественный банкет. Часто мальчик произносит в синагоге или во время банкета специально подготовленную речь на талмудическую тему или на тему общего характера, связанную с вопросами религии, еврейской культуры, еврейской национальной проблематики и т. п. В реформистских (см. Реформизм в иудаизме), консервативных (см. Консервативный иудаизм) и некоторых ортодоксальных (см. Ортодоксальный иудаизм) конгрегациях такая речь заменяется молитвой перед открытым Ковчегом завета. Обычно в день бар-мицвы мальчику дарят подарки, главным образом — книги. Главная ритуальная обязанность, которую должен выполнять мальчик со дня бар-мицвы, состоит в ежедневном возложении тфиллин во время утренней молитвы. У сефардов чести помочь юноше при первом возложении тфиллин удостаивается раввин или один из самых уважаемых членов общины. Хасиды (см. Хасидизм) течения Хабад считают, что мальчик должен начать возлагать тфиллин за два месяца до предстоящей бар-мицвы; первый месяц без благословения, а второй — с благословением. В ряде конгрегаций стран Запада мальчик допускается к бар-мицве лишь после сдачи им особых экзаменов по ивриту и основам еврейской религии.

С 1967 г. в Израиле многие мальчики проводят ритуальную часть обряда бар-мицва у Западной стены. С этой же целью совершают специальное паломничество в Иерусалим многие евреи стран рассеяния.

БАТ-МИЦВА́

БАТ-МИЦВА́ (בַּת-מִצְוָה, буквально `дочь заповеди`), девочка, достигшая возраста 12 лет и одного дня и считающаяся правомочной блюсти все заповеди, исполнение которых предписано женщине еврейской религиозной традицией. Возрастная граница в 12 лет и один день основана на указании Талмуда о том, что 12 лет является возрастом зрелости для девочек. Празднование бат-мицвы по аналогии с бар-мицвой известно лишь с 19 в., впервые было введено во Франции и Италии.

Майя Саневич

У евреев не принято праздновать дни рождения. Когда я впервые узнал об этом, то спросил студента ешивы, в которой тогда учился (1991 год), отмечает ли он свой день рождения. Меир, так его звали, ответил мне, что я его спутал с Фараоном. Это был самый остроумный студент ешивы «Нетивот Олам» (Бней Брак). Иногда ему приходилось повторять мне свои шутки дважды. Второй раз – медленнее и на более простом иврите. Видя мою реакцию, он посоветовал перечитать сороковую главу книги Берешит. Вот что там написано: «И было на третий день, день рождения Паро, и устроил он пир для всех слуг своих…». Рабейну Бехае поясняет: «В тот день у Паро родился сын, которого назвали, как и отца – Паро. А у египтян был обычай ежегодно устраивать пир в день своего рождения».

Взрослые, возможно, не празднуют свой день рождения, а детям все-таки принято его отмечать. Тем более, бар-мицву и бат-мицву. 1 июня в еврейской общине г. Тулы был настоящий праздник: бат-мицва у Маи Саневич, дочери председателя еврейской общины города Григория (Цви) Саневича. Мая понимала важность этого события и серьезно, по-взрослому, к нему готовилась. Еще совсем недавно бат-мицва был чисто семейным праздником. В настоящее время во многих общинах в этот день отец виновницы торжества делает кидуш в синагоге после утренней молитвы в субботу. За столом говорят диврей Тора (слова Торы), поздравляют… Рабанит Яэль посоветовала Мае подготовить притчу или историю из мидраша, чтобы рассказать ее за субботним столом. Мая выбрала притчу про Мотла «разбойника». Ее рассказ произвел неизгладимое впечатление на всех присутствующих.

В эту субботу было особенно многолюдно. Пришли те, кто в силу разных обстоятельств не имеют возможности посещать синагогу регулярно. Сегодня они вместе со всеми молились, читали свиток Торы, говорили и слушали диврей Тора, пели субботние песни… Таким образом, в свою бат-мицву, в день, когда Мая стала обязанной в соблюдении заповедей, она помогла другим членам общины в исполнении важных заповедей.

Овадья Мишиев