Кабалат шабат

Кабалат Шабат — Встреча Субботы

Кабалат Шабат в Тульской синагоге

Миньян собирается в пятницу вечером на Кабалат Шабат, по субботам и всем праздникам на шахарит, после чего устраивается трапеза и кидуш . На молитве, которую проводит кантор Хаим Шнайдер, присутствует от 16 до 25 человек. Мы знаем, уважаем и ценим всех людей, приходящих к нам в синагогу, у каждого из них есть свой жизненный опыт и свой путь в еврейской жизни.

Зимнее расписание  Кабалат шабат – встреча субботы

Молитва в пятницу вечером в Тульском еврейском общинном доме начинается в 18 часов.  Мы поем  «Леха доди» — гимн шабату, читаем положенные «Шма» и Амиду. Молитву ведет наш кантор Хаим Шнайдер.  А где еще должен быть еврей в субботу вечером, как не в синагоге? Теплая обстановка, разговоры по душам ждут вас.

После молитвы занятие лектория, организуемое  еврейским культурным центром.  Вы спросите  — « А будет ли Кидуш?».  Конечно,  будет  субботняя трапеза с виноградным соком и халами, словами Торы, вкусным угощением, песнями и « а глейзеле, лехаим».

 

Обычаи и законы

Молитвы субботнего дня открывает церемония «Кабалат-Шабат» – «Встреча Субботы», в которую входит торжественное чтение шести псалмов
(с 95-го по 99-й и 29-й, его читают стоя), молитвы «Ана, бе- хоах», гимна «Леха, доди», 92-го и 93-го псалмов, а после этого – отрывка из книги «Зоѓар» или главы Мишны.

* Во время чтения последней строфы «Леха, доди» все встают и поворачиваются лицом к западу. Трижды произнося слова «Приди, невеста», в первый раз кланяются направо, во второй – налево, а в третий раз слегка склоняются вперед.

* По завершении «Кабалат-Шабат» читают вечернюю молитву.

* Главная молитва (в будни состоящая из девятнадцати благословений), «Амида», состоит в Субботу из семи благословений, соответственно семи дням творения и семи благословениям, произносящимся на свадьбе: согласно традиции, Суббота является невестой, а Израиль – женихом. Субботние молитвы, в отличие от молитв остальных дней недели, не содержат просьб об удовлетворении материальных нужд.

* Основные мотивы, повторяющиеся во всех молитвах этого дня, таковы: Суббота как день, завершающий Сотворение мира, как напоминание об исходе из Египта, как подобие грядущего мира и предвестие избавления.

Мудрецы о Субботе

Существует обычай читать перед «Кабалат-Шабат» «Песнь песней», в которой в аллегорической форме изображены отношения народа Израиля со Всевышним. Весь мир обрел значимость и ценность только тогда, когда «Песнь песней» была дарована сынам Израиля, ведь, согласно высказыванию р. Акивы, «если все книги Танаха священны, то
“Песнь песней” – это Святая святых».

Суббота приходит не только в синагоги и дома евреев, но и во все миры.
И земля, и небо меняются в эти мгновения. Поэтому многие мудрецы древности и средневековые кабалисты выходили встречать Субботу
в поля и сады.

Рассказывают, что раби Ханина, один из мудрецов Талмуда, выходил накануне Субботы, на закате солнца, и вел общину в поле, говоря: «Пойдемте, встретим царицу-Субботу».

Многие поют перед наступлением Субботы «Йедид нефеш», акростих, начальные буквы строф которого образуют Имя Всевышнего.

Вот уже много веков в большинстве еврейских общин встречают Субботу пением гимна «Леха, доди» («Приди, возлюбленный мой». Кроме удивительного поэтического совершенства его отличает богатство мистического подтекста.

«Ана бе-коах…» («Мы молим: силой…») – древняя молитва, автор которой –
р. Нехунья бен ѓа-Кана. Семь строф, ее составляющих, соответствуют семи дням недели, а сорок два слова – скрытому Имени Г-спода.

Наша мистическая традиция повествует о том, что в этот день каждому из нас Всевышний дарует особую, «субботнюю», душу. А из всех земных, физических ощущений душе ближе всего, «духовнее», – обоняние. Поэтому и принято во многих общинах, встречая Субботу, раздавать молящимся в синагоге благоухающие травы или веточки – например, мирта или мяты. Обычай этот описан уже в Талмуде:

«Однажды перед наступлением Субботы р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер встретили старика, несущего в каждой руке по пучку миртовых ветвей. Спросили они его: “Зачем тебе это?“ Ответил тот: “В честь Субботы. Один пучок – в честь заповеди ‘помни день субботний’, а другой – в честь заповеди ‘соблюдай день субботний’ “» (Талмуд, трактат «Шабат», 33)

Вернувшись домой из синагоги, поют гимн «Шалом алейхем… / Мир вам…».

Мир вам, ангелы-служители, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Шалом алейхем, мальахей- ѓа-шарет, мальахей-Эльон, ми-Мелех, мальхей- ѓа- млахим, ѓа-Кадош, барух Ѓу!

Входите с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)
Боахем ле-шалом, мальахей-ѓа-шалом, мальахей-Эльон ми-Мелех, мальхей- ѓа- млахим, ѓа-Кадош, барух Ѓу!

Пожелайте мне мира, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Святого Царя царей, благословен Он! (3 раза)!
Бархуни ле-шалом, мальахей- ѓа-шалом, мальахей-Эльон, ми-Мелех, мальхей- ѓа- млахим, ѓа-Кадош, барух Ѓу!

Удалитесь с миром, ангелы мира, посланцы Всевышнего, Царя царей, Святого Творца, благословен Он! (3 раза)
Цетхем ле-шалом, мальахей-ѓа-шалом, мальахей-Эльон, ми-Мелех, мальхей- ѓа- млахим, ѓа-Кадош, барух Ѓу!

Обычаи и законы

Это одновременно приветствие и благословение нами ангелов- служителей, которые сопровождают человека при его возвращении домой.

После этого произносят, а чаще поют, текст «Эшет-хаиль» («Мишлей», 31) – «Жена совершенная», восхваляющий хозяйку дома как идеал женщины.
Мудрецы о Субботе «Еврея, возвращающегося с наступлением Субботы из синагоги, сопровождают два ангела – один добрый, другой злой.
Если в доме горят свечи и накрыт праздничный стол, добрый ангел говорит: “Дай Б- г, чтобы и в следующую Субботу было так же!” – а злой поневоле отвечает: “Амен!” Если же в доме не чувствуется приход Субботы, злой ангел говорит: “Дай Б-г, чтобы и в следующую Субботу было так же!” – а добрый вынужден ответить: “Амен”!» (Талмуд, трактат «Шабат», 119).

Родительское благословение

Обычаи и законы Во многих общинах принято, чтобы отец благословлял детей словами, которыми праотец Яаков благословил своих внуков Эфраима и Менаше. Отец возлагает обе руки на голову каждого ребенка и произносит:

* Йесимха Э-ло-ѓим ке-Эфраим ве-хе-Менаше! –
«Да уподобит тебя Г-сподь Эфраиму и Менаше!»
– если благословляет сына – или
Йесимех Э-ло-ѓим ке-Сара, Ривка, Рахель ве-Леа!
– «Да уподобит тебя Г-сподь Саре, Ривке, Рахели и Лее!»
– если благословляет дочь.

* После этого отец произносит: «Благословит тебя Г-сподь и охранит тебя, и будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя. Да будет благоволить тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!»

* В некоторых общинах принято, чтобы мать также произносила родительское благословения

По материалам сайта