В Туле в еврейской общеобразовательной школе действует класс для особых детей

1 сентября 2019 г. в еврейской общеобразовательной школе появился интегрированный 1-й класс для детей с особыми образовательными потребностями (ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра). Это стало возможным благодаря проекту «Интеграция детей с особыми потребностями в образовательное пространство Тульского областного еврейского благотворительного центра «Хасдэй Нэшама» при поддержке Женской лиги Российского еврейского конгресса.

Для интегрированного (специализированного) класса была выделена одна из лучших комнат в здании ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама».

С ребятами-первоклассниками — четырьмя мальчиками и девочкой — занимаются педагоги, имеющие большой опыт в работе с детьми с данной категорией особенностей: учитель начальных классов, дефектолог, логопед, психолог. У детей есть сопровождающие-тьюторы.

Перед педагогами стояла сложная задача: учить первоклассников в соответствии с общеобразовательной программой и в зависимости от их особенностей. Главная проблема в том, что все дети очень разные, и это обязательно нужно учитывать, вводя их в наш огромный мир, непростой даже для обычного ребенка.

Как и для всех нас, для особенных детей жизнь разделилась на «до коронавируса» и «в условиях режима повышенной готовности».

В обычной школьной жизни продолжительность каждого урока составляла 35 минут, дети находились в школе с утра до трех часов дня. Формально домашними заданиями их не нагружали, но дома они с родителями просматривали то, что получили и выполнили в классе.

Они раз в неделю (а кто-то – и два) обязательно посещали бассейн.

Ребята из интегрированного класса участвовали в традиционном празднике посвящения в первоклассники в еврейской ощеобразовательной школе. С учителем и некоторыми родителями они ходили на экскурсию в Центральный парк. В полном составе побывали в ТЮЗе с учителем самостоятельно, без родителей.

Дети посетили Дом-музей В.В. Вересаева, узнали о его жизни и творчестве. Но самым запоминающимся был адаптированный мастер-класс по изготовлению кукол. С помощью тьюторов и работников музея каждый ребенок смог изготовить и забрать домой куколку.

Ребята из специализированного класса присутствовали на празднике в ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама», посвященном 8 Марта, изготавливали подарки для своих мам.

В начале обучения у этих детей не было алгоритма восприятия занятий. Ребята демонстрировали выраженное затруднение при выполнении самостоятельной работы. Очень разнился темп работы в классе.

Теперь у детей сформирован алгоритм взаимодействия на уроке, они пытаются придерживаться коллективного темпа работы, стали более активными на занятиях.

Вот как оценивал промежуточные итоги по окончании первого полугодия родительский комитет 1-го специализированного класса:

«Благодаря проекту интеграции наши дети ходят в обычную школу, где для них созданы специальные условия и работает замечательная команда специалистов-практиков! Мы спокойны за своих детей, так как рядом с ними постоянно находятся тьюторы, которые обучены правильно и эффективно реагировать на различные ситуации. Мы видим, как всего за несколько учебных месяцев дети узнали столько нового, побывали на различных мероприятиях, получили положительные эмоции, у многих появились друзья среди нормотипичных детей. Они сейчас получают массу новых эмоций, которые дают отклик в основном вечером, и в связи с этим очень важными для нас, родителей, стали консультации, которые проводят специалисты»

А вот мнение Елены Гершман, педагога-психолога еврейской общеобразовательной школы:

«Я постоянно отслеживаю в динамике качественные показатели у детей с особыми потребностями в первом классе. Могу отметить некоторые улучшения у всех детей, а именно: дети стали более спокойными, менее выражены реакции на внешние раздражители, появилась склонность к общению, сотрудничеству, лучше получается сдерживать собственные непосредственные реакции. Менее выражены протестные реакции к началу и организации деятельности».

К сожалению, во втором полугодии очные школьные занятия прерываются уже второй раз.

Первым перерывом в уроках стали двухнедельные каникулы в феврале, объявленные в целях предотвращения эпидемии гриппа. «Чтобы дети не отвыкали от учебы, мы рассказали родителям, как проводить занятия дома по закреплению пройденного материала по русскому языку, математике, окружающему миру», — поясняет учитель Марина Прохорова.

В середине марта, в связи с мерами по нераспространению коронавирусной инфекции, учащиесяе врейской общеобразовательной школы, в том числе и специализированного класса, были переведены на дистанционное обучение. Кроме онлайн-уроков со всем специализированным классом, учитель ежедневно проводит индивидуальные видеоуроки.

«Когда я в первой половине дня провожу такой удаленный урок, родители находятся рядом с детьми, слушают, какие вопросы я задаю ребятам, конспектируют. В конце урока выясняем с детьми, всё ли им понятно. Потом дети уходят, а я продолжаю разговор с родителями, отвечаю на их вопросы. И во второй половине дня родители повторяют с детьми утренний урок: для этих ребят необходимы такие повторения», — рассказывает Марина Егоровна.

По ее словам, детям заниматься онлайн тяжело, потому что они не чувствуют присутствия учителя. В классе ведь можно взять ребенка за руку, погладить по голове…

«Но дети справляются, выполняют задания, размышляют, — говорит педагог. — Раньше ребята плохо воспринимали материал на слух, а теперь мы пишем маленькие диктанты. И родители молодцы, выполняют наши рекомендации, присылают мне проверочные работы».

Также индивидуальные занятия в онлайн-режиме проводят дефектолог и логопед. Ребята получают дополнительный материал по окружающему миру, технологии. Педагоги проводят консультации с родителями по всем возникающим вопросам.

Материал газеты «Тула» от 27.04.2020 г.

Также материал можно прочитать на страницах «Тула без формата».