Мы вас любим!

1 сентября 2019 г. в тульской еврейской школе появился интегрированный класс для детей с особыми образовательными потребностями (ментальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра). Это стало возможным благодаря проекту «Интеграция детей с особыми потребностями в образовательное пространство ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» при поддержке Женской Лиги Российского Еврейского Конгресса.
Почему было принято решение о создании такого класса? В родительском сообществе тульской еврейской общины возросло количество обращений к нам за помощью. Особенно выделялся контингент дошкольного и младшего школьного возраста, что стимулировало нас к созданию специальных условий. По нашему мнению, интегрированный класс для младших школьников (1-й класс) – важное условие для системной помощи особым детям и их родителям.
Мудрец сказал: «Когда Б-г хочет сделать человеку подарок, он заворачивает его в обертку из проблемы». Особенный ребенок в семье – это подарок, но он завернут в обертку не просто из проблемы – из очень сильной боли…
Однако, если осторожно, умело разворачивать ее, внутри может оказаться много ценного, в нашем случае – дети с синдромом аутизма.
Известны, например, такие истории с особенными детьми: мальчик с аутизмом рисует и учит пять языков. Или девочка, которая в уме, словно маленький компьютер, быстро и удивительно точно перемножает четырехзначные цифры.
Мой внук – аутист. Он обладает абсолютным слухом, обожает музыку и легко подбирает любую мелодию. Его соседа по парте в спецшколе не оттащишь от компьютера, он владеет им не хуже любого взрослого…
Думаю, что особые дети – это чаще всего сверхчувствительные натуры, с обостренным восприятием. Всё, что норма для нас, – у них может вызвать совершенно иные эмоции. Но разве от этого они лучше или хуже нас?
Вот и специалистам-педагогам тоже приходится терпеливо снимать каждый день «обертку» со своих подопечных – учеников 1-го интегрированного класса тульской еврейской школы.
С ребятами занимаются педагоги, имеющие большой опыт в работе с детьми с данной категорией особенностей.
К нам, в «Хасдэй Нэшама», пригласили в нынешнем году учителем Веру Викторовну Постникову, которая тщательно готовилась к этой работе, ведь предстояло решать сложную задачу: учить первоклассников в соответствии с общеобразовательной программой и в зависимости от их особенностей. А главная проблема в том – что все дети очень разные, и это обязательно нужно учитывать, вводя их в наш огромный мир, непростой даже для обычного ребенка. В помощь ребятам руководством были организованы дополнительные занятия детей с дефектологом, логопедом, психологом.
Дефектологом работает Елизавета Евгеньевна Барбой – она строит свою работу с учетом зон развития детей и их интересов. Занятия как индивидуальные, так и в микрогруппе. Логопед Марина Александровна Борзых проводит групповые логопедические занятия параллельно с программой школы.
Урок длится 35 минут, дети находятся в школе с утра до трех часов дня. Формально домашними заданиями их не нагружают, но дома они с родителями просматривают то, что получили и выполнили здесь, в классе.
Также они раз в неделю (а кто-то – и два) обязательно посещают бассейн.
До поступления в первый класс дети прошли коррекционные занятия по направлению нейропсихологической коррекции.
– Моя задача, – говорит Вера Викторовна, – подготовить их к переходу в обычную школу. И окружающие отмечают выраженные изменения в динамике коррекции состоянии детей. Ведь в ином случае ситуация образования наших учеников была бы менее красочной.
Ребята успешно обучаются по общей программе школы, усваивают алгоритм взаимодействия на уроке, принимают правила поведения в образовательном комплексе.
С учителем и некоторыми родителями они ходили на экскурсию в Центральный парк. В полном составе побывали в ТЮЗе с учителем самостоятельно, без родителей.
Дети, занимающиеся у Веры Викторовны, — живые, смышленые, немного шаловливые, как и все в этом возрасте. Четыре мальчика и девочка.
– Вы бы видели, как они радовались, – улыбается Вера Викторовна, – когда участвовали в традиционном празднике посвящения в первоклассники в нашей школе! Они танцевали со всеми первоклассниками еврейской школы! Мне кажется, они знают и понимают: мы их любим!
… Многие современные ученые сходятся во мнении: резкий рост числа особенных детей в развитых странах говорит о том, что, возможно, мы имеем дело с обновлением человеческой расы, ее новым видом.
И мы должны относиться к особым детям внимательно и бережно. Они – частица нашего будущего.

Юрий Кириленко.