История центра

О нас

Фаина Перецовна СаневичТульский областной еврейский благотворительный центр «Хасдей Нешама» («Милосердие») был зарегистрирован 26 апреля 1996 г. Его возглавила Фаина Саневич, еще в 1994 г. организовавшая помощь самым нуждавшимся пожилым евреям.

Городские власти предоставили благотворительной организации в бесплатное пользование часть детского сада при условии ремонта всего здания. Условие было выполнено — помогли благотворители.

29 ноября 1997 г. двери тульского Хеседа открылись. Сначала действовали четыре благотворительные программы: «Питание», «Прокат медоборудования», «Уход на дому» и «Клуб «Золотой возраст», потом появились новые направления. Оказывалась помощь пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным людям. Открылась библиотека, клуб, воскресная школа, еврейский детский сад и классы общеобразовательной школы. Был организован прием врачей-волонтеров и прокат медицинского оборудования.

Центр «Хасдей Нешама» быстро перерос рамки чисто благотворительной организации. Хесед стал центром притяжения всех тульских евреев. Вначале Хануку, Песах, Пурим и другие наши праздники мы проводили в два захода по 80 человек — зал в здании детского сада не мог вместить больше; потом для праздничных мероприятий арендовали помещение одного из Домов культуры с залом на 700 человек.

Главным раввином Тулы и Тульской области стал Ариэль Масалитин.

Наш первый домВ Хеседе действовали подростковый, молодежный, женский, семейный клубы, кружки по изучению еврейской истории и традиции, идиш и иврита, еврейской кухни, детский танцевальный коллектив, молодежная театральная студия. В 2002 г. открылся центр «ОРТ-КешерНет» для обучения женщин (независимо от национальности) работе на компьютере. Был налажен выпуск газеты «Нешама».

Рамки помещения в детском саду стали тесны для хеседа, появилась необходимость собственного дома. Городские власти отнеслись к проблеме с пониманием и выделили участок земли  в центре города на пересечении улиц Свободы и Льва Толстого для строительства Еврейского общинного центра. Возведение здания началось в 2002 г. Помощь оказывали благотворители — от руководителей крупных тульских предприятий до частных лиц самых разных национальностей.

торжественное внесение свитка свитка торы в синагогу23 июля 2004 г. состоялось величайшее событие в еврейской жизни Тулы – открытие общинного Центра в новом, собственном здании. В нем были предусмотрены помещения для работы всех наших направлений, обустроена синагога.

27 ноября 2005 г. состоялось торжественное внесение Свитка Торы в синагогу. Церемонию возглавлял Главный раввин России Адольф Шаевич.

В 2013 г. в ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» открылся музей истории евреев Тулы. В 2017-2018 гг. в нем создана экспозиция, посвященная участию евреев-туляков в Великой Отечественной войне.

Сегодня в Тульском областном еврейском благотворительном центре «Хасдэй Нэшама» реализуются более 50 программ.

В их числе – медицинская программа, включающая консультации врачей, зубопротезирование, льготную выдачу лекарств, прокат медицинского оборудования и экстренную помощь, и социальная программа ухода на дому с выдачей продуктовых наборов. Функционирует Дневной центр пребывания пожилых людей с множеством лекториев и клубов по интересам. Работает библиотека. На праздниках и мероприятиях выступает инструментальный ансамбль.

Успешно действуют еврейский детский сад, общеобразовательная еврейская школа, воскресная школа, подростково-молодёжный клуб, летние детские оздоровительные центры дневного пребывания, тьюторские программы сопровождения детей с особенностями развития.

В 2014 г. в ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» стартовал проект «Место встречи: диалог», уделяющая главное внимание тем, кто пережил ужасы фашизма – бывшим малолетним узникам концлагерей. Проект объединил своей заботой не только пожилых людей из еврейской общины, но и других жителей Тулы, став интернациональным.

ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» выигрывает гранты различных уровней. Так, проект «Психологическая и информационная адаптация людей пожилого возраста» стал победителем первого конкурса Президентских грантов в 2017 году. В рамках проекта все желающие туляки пенсионного возраста имели возможность обучиться  навыкам работы на компьютере, планшете, мобильном телефоне и получить помощь профессионального психолога.

Президент Совета ОО ТОЕБЦ «Хасдэй Нэшама» — Саневич Фаина Перецовна.

Наш адрес: г. Тула, ул. Свободы, 41.

Контактный телефон: 8(4872) 36-92-35.

 

История тульской еврейской общины.

Тульской еврейской общине более 150 лет. В середине XIX века ее основу составляли николаевские солдаты, призванные из Белоруссии и Польши, и служившие на тульской оружейном заводе в подвижных инвалидных ротах. Несмотря на оторванность от дома и тяготы воинской службы, солдаты-евреи стремились сохранить свои обычаи, выбрали себе раввина, собирались вместе на молитвы по субботам и праздникам. В это же время в Чулковской слободе г. Тулы организуется кладбище для умерших солдат-евреев и остального еврейского населения города. В 70-годы XIX века призванные на службу получили свободу, они занялись ремеслами и торговлей. В Туле появились купцы Зафрены, Басины и другие. В конце XIX века усилилась миграция, и в Тулу приехало большое количество новых ремесленников, провизоров, фармацевтов. Много евреев жило в уездных городах – Алексине, Белеве. В этот период это одна из самых крупных еврейских общин вне черты оседлости. За всеми евреями, жившими в городе, велось наблюдение со стороны полицейского управления. К началу 2-го века община официально насчитывала около 3,5 тысяч человек, имелись три молельных дома, 2 Талмуд-Торы, хедеры, миквы, осуществлялась шхита, функционировало еврейское кладбище и Хера-Кадиша.

В период Первой мировой войны в помещении синагоги был создан госпиталь для раненных евреев, в этот период в город приехало значительное количество беженцев из зоны отселения евреев вдоль западной границы Российской Империи.

Еврейская община Тулы не поддерживала большевиков, а фамилии евреев-революционеров, коими богата Тульская топонимика, принадлежат приезжим людям.

В годы Советской власти молельные дома были закрыты, в одном из них разместился клуб евреев-трудящихся, но миньян все равно собирался – тайком, на квартирах, пеклась маца, проводились обрезания, свадьбы и похороны по еврейскому обычаю. Религиозный образ жизни пытались заменить путем организации еврейских библиотек, курсов изучения языка Идиш, различных еврейских общественных организаций, в том числе ОЗЕТ, а также формированием артелей по национальному признаку. Вся эта деятельность была свернута к 1937 году.

В послевоенные годы евреи-фронтовики купили вскладчину часть дома, использовавшуюся в качестве синагоги. И не смотря ни на что, синагога продолжала работать. От той, старой еврейской Тулы сохранились свитки Торы, еврейские книги, скамейки и другие предметы из старых синагог, которые сейчас можно увидеть в Музее истории евреев г. Тулы. Но еврейская жизнь не остановилась, она продолжается усилиями Фаины Саневич и ее единомышленников.