Еврейское имя

В тульской общине дети узнали значение своего имени на иврите

Еврейское имяВ июне 2009 года, при поддержке благотворительного фонда «Чаритиз Эйд Фаундейшн» (конкурс «Лето-2009» по благотворительной программе «Еврейские сообщества»), на базе тульского областного еврейского благотворительного центра «Хасдей Нэшама» и по инициативе его президента Фаины Перецовны Саневич, открыл свои двери детский летний лагерь «Штерн-3». Среди многочисленных оздоровительных и познавательных занятий, дети посещали уроки ивритской каллиграфии еврейской изостудии под руководством художника и педагога Алеси Каретниковой. Часть уроков была посвящена теме еврейских имен – их значению, написанию, звучанию. Была проделана огромная подготовительная работа. Имена всех воспитанников нашего лагеря были переведены на иврит или им были подобраны созвучные. После чего дети познакомились с этой интереснейшей информацией и изготовили декоративные шрифтовые композиции в различных техниках (перо и тушь, восковые мелки, гуашь). В результате этих занятий стены нашего нового Еврейского Дома украсила очень познавательная выставка, посетители которой смогли не только полюбоваться красиво написанными ивритскими именами, но и почитать, что они означают, а дети запомнили написание своих имен на языке Торы и осознали ещё одну ниточку, связывающую их с огромным миром еврейской культуры.

Еврейское имя

Имя в иудаизме определяет характер человека и даже его судьбу. Часто, в силу обстоятельств,  в нынешнее время евреи имеют ассимилированные имена и их почти нельзя отличить от имен других народов. Имя мальчику дается во время обрезания, а девочке – после родов матери, в синагоге, в присутствии миньяна. Но если этого не сделали своевременно родители, дети самостоятельно могут  этот недостаток. Итак, в субботу, 19 мая 2012 в синагоге раввин Ариэль давал еврейское имя Двойра  Вере Вейсберг, которая является активным членом нашей общины, участвует в образовательных программах. Надеемся, что новое имя даст новый импульс в жизни и исполнении мицвот  Двойры.

Еврейская традиция об имени

Еврейская традиция придает огромное значение имени человека. Согласно учению иудаизма, имя – не просто отличительный признак, но сущностная черта, связанная с основополагающими характеристиками личности. Между человеком и именем, которое он носит, существует тесная взаимосвязь. Имя определяет наклонности и характер человека, влияет на его судьбу.
Эта идея отражена в отрывке из Торы, повествующем о нашем праотце Яакове. Тора рассказывает о том, как на берегу Ябока с Яаковом вступил в борьбу таинственный незнакомец. Яаков побеждает, и его противник – как объясняют комментаторы, это был ангел его брата Эсава – говорит ему:
“Отныне имя тебе будет не Яаков, а Исраэль, ибо ты сражался с ангелом и будешь одолевать людей в битве”.
Как объясняют комментаторы, недруги Яакова производили его имя от слова аква – хитрость. И в самом деле, Яаков обманным путем получил отцовское благословение. Раши интерпретирует слова ангела следующим образом: «Не скажут более, что благословения получены тобой обманом и хитростью. Отныне будут говорить, что благословения отца получены тобой по праву твоего величия». Имя Исраэль состоит из двух частей: исра – «будет господствовать, править» и эль – одно из имен Бога. Таким образом, новое имя, данное Яакову Всевышним, противопоставляется прежнему и отражает принципиальные изменения в отношениях между Яаковом и окружающими: Яаков – имя, подходящее для человека, который умеет расставлять ловушки и хитрить; но праотец будет называться именем Исраэль, которое означает «правитель» и «вождь».
Согласно традиции, название любой вещи на Святом языке выражает ее суть. Точно так же имя человека выражает его духовную сущность. Поэтому, согласно еврейскому закону, у еврея обязательно должно быть освященное традицией имя на святом языке – иврите.
Иудаизм объясняет значимость еврейского имени для человека следующим образом. Согласно Каббале, мир был сотворен с помощью «Десяти речений» на святом языке. Буквы «Десяти речений» даруют жизненную силу всем элементам мироздания – даже«безжизненным», казалось бы, камням и минералам. Каждой сущности мироздания соответствует уникальная, именно ей присущая комбинация букв святого языка. Таким образом, название на святом языке – это сочетание букв, образующих «формулу жизни» данного творения. Не является исключением и имя человека. Учат наши мудрецы, что буквы еврейского имени являются своеобразными каналами-проводниками, через которые еврей получает жизненность и духовную энергию.
Связь имени с жизненными силами, душой человека, иллюстрирует ивритское слово душа (нешама, נשמה). Слово нешама состоит их четырех букв: нун-шин-мэм-hэй. Две средние буквы шин и мем составляют слово «шем» – «имя».
Взять себе еврейское имя – важная заповедь. Говорят наши мудрецы, что Всевышний вывел евреев из Египта в том числе и в заслугу того, что они сохранили свои еврейские имена. Во тьме и скверне египетского рабства евреи утратили многие духовные ценности, но они не стеснялись своих еврейских имен – и были спасены.

Любопытно, что египетскому рабству современные раввины уподобляют советский период в истории России. С тем лишь отличием, что в советское время обычай давать ребенку еврейское имя был практически утрачен. Однако сейчас, когда еврейская жизнь в России возродилась и процветает, пришла пора вернуться к этой древней и святой традиции.

По материалам сайта  — Еврейский Общинный Центр «Маор», Хабад Любавич, Россия, С.Петербург.