Похороны и траур

«ХЕВРА КАДИША — ПОМОЩЬ В ОРГАНИЗАЦИИ ПОХОРОН»

Фурман Мария Соломоновна 1919-1969, Абрам Вельвович 1919-1984В еврейской религиозной традиции очень важно захоранивать умерших среди «своих», то есть на еврейском участке. На новом 3-ем городском кладбище выделен отдельный еврейский участок, который, как бы мы к этому не относились, медленно, но неуклонно заполняется. В настоящее время там уже около 40 захоронений.

В помощь евреям, желающим похоронить своих безвременно умерших близких по иудейскому обряду, при Тульской синагоге уже несколько лет тому назад была возрождена «Хевра Кадиша» — еврейское похоронное братство. Основную работу в нем осуществляют Альберт Завлунов и Марк Найман.

В случае печальной необходимости похорон, родственникам следует обращаться непосредственно к ним на домашние телефоны:

А.Завлунов: 36-21-14

М.Найман: 46-15-38

или (в дневное время) в центр «Хасдей Нешама»: 21-15-25

«Хевра Кадиша» поможет договориться о месте захоронения на еврейском участке или о родственном подзахоронении, поспособствует в оформлении документов, организует религиозное сопровождение (чтение поминальных молитв и т.д.).

Также похоронное братство, по просьбе зарубежных либо отдаленно проживающих родственников захороненных, занимается розыском бесхозных могил, приведением их в порядок, с последующим его поддержанием, восстановлением памятников, надписей, оград и т.п. Так, только в уходящем году было 3 подобных обращения, безусловно, не оставшихся без внимания.

Еврейская традиция очень требовательно относится к точному соблюдению обычаев погребения усопших, ибо это облегчает пребывание их душ в Мире Грядущем и душ их родственников в Мире Настоящем.

Заботьтесь о своих близких, сохраняйте память о них и дай Б-г всем Вам дожить до 120.

Со слов М.Наймана записал Я.Шильт

ЙОРЦАЙТ (ГОДОВЩИНА СМЕРТИ)

Йорцайт — это годовщина смерти. Хотя само слово «йорцайт» («годовщина») происходит из языка идиш («йор» — год, «цайт» — время), вопрос о специальной памятной процедуре в годовщину смерти родителей обсуждается уже в Талмуде. Эта процедура не определяется в Талмуде в деталях, но о ней говорится как о потребности человека выразить свое горе по поводу понесенной утраты.

В этот день вспоминают о покойном, отдают дань его памяти, размышляют над сущностью жизни покойного.

Принято учить в память о покойном Тору.

Йорцайт — это особое время для души умершего. В этот день она имеет особо сильную связь с живыми родственниками, и для души важно, чтобы вспомнили о ней.

СМЕРТЬ И ТРАУР

Еврейская традиция относится к смерти реалистически и не считает ее трагедией. Трагедией может быть лишь преждевременный уход из жизни. Когда же человек переходит в мир иной, благословенный Всевышним долгой праведной жизнью, хорошим здоровьем и бодрым духом, смерть воспринимается как нечто естественное, как велика бы ни была при этом наша скорбь.

«Когда человек оставляет этот мир, ни серебро, ни драгоценные камни, ни жемчуг не уносит он с собой, но только Тору, которую он изучал, и добрые дела, которые он творил.» (Поучения Отцов)
Мы все испытываем боль, когда умирает близкий человек. Однако иудаизм считает избыточный или слишком длительный траур нежелательным. Еврейские традиции, связанные с трауром, помогают человеку постепенно пережить его горе.

Еврейские законы и обычаи, связанные с похоронами и трауром, основаны на двух главных принципах: даже мертвое тело человека достойно уважения; необходимо приложить все усилия, чтобы облегчить душевное состояние близких покойного.

У ПОСТЕЛИ УМИРАЮЩЕГО

В еврейских семьях принято собираться у постели умирающего. Если это возможно, в последние минуты жизни человек произносит покаянную молитву и Шма. Быть с человеком в момент его смерти и закрыть ему глаза, считается проявлением высокой добродетели. Затем присутствующие произносят благословение Б-гу как «судье праведному» и надрывают край своей одежды в знак горя. (Бытие 37:34)

ТРАУР ДО ПОХОРОН (ОНАН)
С момента смерти и до момента погребения пребывающего в трауре называют онан (начавший скорбеть). Главная задача онана — организация похорон; галаха, еврейский закон, запрещает кремацию. Для того, чтобы похоронить умершего как можно скорее, онан освобождается от выполнения всех положительных заповедей. Еврейская традиция считает недопустимым откладывать похороны, за исключение особых случаев. Не принято также, чтобы у тела усопшего никого не было. Кто-нибудь всегда остается около него до самых похорон, даже если оно находится в морге.

ПОХОРОНЫ

Как только врач засвидетельствовал смерть, работники хевра кадиша (похоронное общество) приготовят тело к погребению. Они тщательно омывают тело и, если возможно, окунают его в микву — не в ту, которой пользуются живые. Тело мужчины омывается мужчинами, тело женщины — женщинами. Затем тело заворачивают в простой льняной саван. Мужчину обычно хоронят в таллите, в котором он молился при жизни. Затем тело помещают в простой неполированный деревянный ящик без медных ручек и внутренней обивки.

Обычай одевать умерших в простую белую одежду был введен в глубокой древности, чтобы подчеркнуть равенство богатых и бедных перед смертью.
Запрещается бальзамировать труп. Кровь и внутренности неотделимы от тела.
Выставлять умершего на всеобщее обозрение в открытом гробу считается оскорбительным. Ведь могут прийти враги и порадоваться его смерти.
Кремация противоречит еврейскому Закону. В последние несколько столетий среди раввинов установилось единое мнение относительно недопустимости вскрытия как акта, оскверняющего покойного. Предусмотрены, однако, исключения для тех случаев, когда есть основания надеяться, что вскрытие может помочь спасти жизнь другому человеку или обнаружить преступника.
Похоронить покойника следует в самый короткий срок. Отсрочка более чем на один день допустима только для того, чтобы отдать последний долг умершему (например, когда близкие родственники должны приехать издалека или если впереди суббота или праздник).
В субботу и праздники не хоронят.
До похорон не принято выражать соболезнование семье покойного.
Входя в дом, где соблюдается траур, не здороваются. Поскольку никакие слова не могут выразить всю глубину сочувствия скорбящим и произносимые в таком случае стандартные фразы звучат фальшиво, — лучше промолчать. Традиция требует, чтобы посетители не начинали первыми разговор с родственниками покойного.
В дни траура подобает вспоминать умершего, рассказывать о его достоинствах. Тот, кто умышленно старается не говорить о покойном, полагая, что таким образом отвлекает скорбящих, не понимает психологии горя. В такой момент разговор о банальных вещах причиняет значительно больше боли.

Церемония похорон проста. Вслед за несколькими псалмами читается краткая молитва, восхваляющая Б-га, дающего жизнь и лишающего ее. Иногда раввин произносит краткую речь об усопшем. Никакие посторонние разговоры на кладбище недопустимы, поскольку считаются проявлением крайнего неуважения. … Затем гроб опускается в могилу и засыпается землей. Произносятся слова утешения, обращенные к пребывающим в трауре. Прежде чем покинуть кладбище, все омывают руки. С этого момента скорбящий перестает быть онан, он становится авель (множественное число — авелим), длительно скорбящий. По возвращении с похорон авелим подается еда, состоящая из крутых яиц. Яйцо, не имеющее отверстий, символизирует неспособность скорбящего выразить свое горе словами.

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ (ШИВА)

Первая неделя после похорон называется Шива. Это период глубокого траура. Эту неделю все авелим обычно проводят в доме одного из них, не выходя оттуда без крайней необходимости. Трижды в день друзья и члены их общины приходят молиться вместе с пребывающими в трауре. Во время молитв мужчины, находящиеся в трауре, произносят каддиш. Часто каддиш ошибочно считают молитвой за умершего. На самом деле это признание величия Б-га и молитва о наступлении эпохи всеобщего мира.
Во все дни шива, кроме Шаббата, во время которого траур запрещен, скорбящие сидят на низких стульях. Им не разрешается стричь ногти и волосы, однако если соблюдающий траур болен и ему это мешает, запрет снимается. Все зеркала в доме покрывают, чтобы собственное отражение не отвлекало скорбящих, супружеские отношения запрещены. Пребывающие в трауре не слушают музыку, не надевают кожаной обуви. Днем и ночью горит свеча. Это напоминает о сказанном в Притчах: «Душа человека — это свеча Г-спода». В течение этой недели друзья приходят навестить находящихся в трауре, поговорить с ними, выразить им свои соболезнования. Гостям не подается угощение, так как считается неправильным брать что-либо у скорбящего, даже еду. По окончании этой недели они выходят из дома и приступают к своим обычным делам.

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ (ШЛОШИМ)

Шлошим (тридцать) — это название первого месяца траура. Он включает неделю шива.
С окончанием шива кончается период глубокого траура. Теперь скорбящие уже не сидят на низком, им разрешается стричь ногти, однако волосы начинают стричь несколько позже. Мужчины каждый день произносят каддиш в синагоге.
Надгробье может быть установлено в любой момент после шива. Некоторые стараются делать это в конце шлошим. Многие делают это через год. …
Траур по родителям продолжается у евреев год. В это время не исполняют музыки и не слушают ее. Исключение составляют профессиональные музыканты, для которых игра — источник существования. Мужчины продолжают читать каддиш 11 месяцев. Годовщина смерти называется идишским словом ярцайт. В этот день днем и ночью горит свеча и вновь произносится каддиш. Близкие родственники покойного зажигают свечу, которая горит двадцать четыре часа, и читают каддиш в каждую годовщину на протяжении всей своей жизни.
Обычай этот основан на сказанном в книге Мишлей: «Душа человека — светильник Всевышнего» (20:27). Допустимо заменить свечу маленькой электрической лампочкой.
В йорцайт дают пожертвования и стараются совершать добрые дела.

Примечание.
Приведенный выше текст заимствован с сайта WWW.ISTOK.RU 

КРАТКИЙ СПИСОК ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ЕВРЕЙСКИХ ЗАКОНОВ О ПОХОРОНАХ И ТРАУРЕ

«ЗАКОНЫ ПОХОРОН»

Делать вскрытие запрещается.
Кремация категорически запрещена. Тело должно быть похоронено в земле. Следует приложить все усилия к тому, чтобы похоронить еврея на еврейском кладбище. Если это невозможно, следует похоронить его отдельно от неевреев.
Перед погребением тело обмывают (моют водой, после чего выливают на него около 20 литров воды), а затем заворачивают в саван. Саван должен быть белым, желательно льняным.
Во время еврейских похорон тело (включая лицо) все время закрыто. Тело не выставляют на обозрение, и нет никакой необходимости в его косметологической консервации.
Если хоронят в гробу, то гроб должен быть деревянным. Желательно вынуть одну из нижних досок или просверлить в ней отверстие. В гроб не кладут посторонние предметы (цветы и т.п.).
В Субботу и главные еврейские Праздники не хоронят. В других случаях откладывать похороны нежелательно.

ПОРЯДОК ПОХОРОН:

Ближайшие родственники (отец, мать, брат, сестра, сын, дочь, супруг или супруга) делают криа — надрывание одежды.
Родственники или друзья произносят hecneg — «прощальное слово», в котором вспоминают о добрых делах и хороших чертах умершего.
Траурная процессия идет к месту захоронения, при этом читают Псалмы.
Тело опускают в могилу и (в первую очередь, родственники и друзья) засыпают его землей. (Если хоронят без гроба, сначала кладут слой кирпичей или дерева, а потом уже засыпают землей). Читают особый Кадиш и молитву о душе умершего.
Немедленно после похорон ближайшие родственники начинают соблюдать правила траура; окружающие обращаются к ним со словами утешения.
По выходе с кладбища омывают руки и не вытирают их.
По возвращении ближайших родственников домой соседи и более далекие родственники подают им «трапезу сочувствия». Поминок не устраивают.

ШИВА — ОСНОВНОЙ ПЕРИОД ТРАУРА ДЛЯ БЛИЖАЙШИХ РОДСТВЕННИКОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМИ ДНЕЙ, НАЧИНАЯ СО ДНЯ ПОХОРОН:

Занавешивают все зеркала в доме, зажигают свечи.
Не выходят из дома, не работают.
Сидят на низкой скамейке или на полу.
Не приветствуют и не прощаются.
Не надевают кожаную обувь (ходят в некожаной обуви или босиком).
Не развлекаются (не читают книги, не слушают радио и музыку, не смотрят телевизор). Не отвлекаются от скорби.
Читают Кадиш (для этого необходимо присутствие не менее десяти взрослых евреев).
Не моются, не стригутся и не бреются. (Стричься и бриться нельзя и позже, на протяжении тридцати дней).
Супружеская близость запрещена.»

Из книги «Долг живых» П.ПОЛОНСКИЙ