О чём на самом деле поётся в песне «7:40»

О чём на самом деле поётся в песне «7:40»Среди множества еврейских песен есть одна, мелодию которой безошибочно определяют практически все граждане, жившие во времена Советского Союза. Для простых обывателей она использовалась в качестве танцевальной во время проведения больших семейных мероприятий типа свадеб и празднований дней рождений, куда приглашалось много гостей и подавалась обильная еда.                                                                                                                                                     Самими евреями эта мелодия использовалась в качестве основы для частушек, которые исполнялись, а часто и придумывались прямо по ходу действия самого мероприятия. Речь идет о знаменитой мелодии «Семь-сорок». Сейчас уже практически невозможно с точностью определить истинного автора этой музыки. Хорошо известно только то, что она появилась в конце XIX века, а впоследствии стала популярной настолько, что в 1903 году была записана компанией «Зонофон» и вышла в тираж на фирменной грампластинке как отдельная инструментальная композиция.          Сама же песня больше известна по варианту, исполненному Аркадием Северным в самом начале XX столетия. Но что интересно, в словах этого произведения нет ни малейшего намека на религиозность, да и главным героем не является еврей. Сейчас, по прошествии более чем ста лет с момента появления песни, многие люди даже не догадываются, о чем, собственно, идёт речь в                 данном творении. Различными экспертами выдвигаются всевозможные версии события, положенного в его основу. Каждая из них имеет право на существование, однако собой она опровергает доводы предыдущих версий, и в свою очередь отторгается последующими. Однако все эксперты единодушно сходятся на том, что речь в песне идет об Одессе.

В самом названии песни нет никакой мистической подоплеки. Как ни парадоксально, это простое отображение временного фактора. По одной из версий именно в это время, 7-40 утра, на Одесский вокзал прибывал поезд из Бендер, на котором в город ежедневно приезжали на работу окрестные евреи. Согласно одному из имперских законов людям этой национальности запрещалось проживание в крупных городах, поэтому им часто приходилось ездить на службу, а затем назад домой.                                                                                                                                                   Однако упоминание в тексте песни районов Фонтаны и Пересыпь с уточнением, что они ждут его у себя во дворах, логически приводит к другому объяснению. Данное «нечто» – вовсе не поезд, а паровой трамвай, начавший курсировать по Одессе в конце XIX века. Этот транспорт проработал чуть более двух десятилетий. Первый маршрут трамвая был проложен между Люстдорфом и 16-ой станцией. Открытие линии состоялось в торжественной обстановке в апреле 1882. Согласно свидетельствам современников появление вагона трамвая на линии ожидало большое число горожан, выстроившихся вдоль рельсов. В числе почетных пассажиров первого рейса был градоначальник Толмачев и высокопоставленный священник, кропивший путь водой в продолжение всей езды.
А управлял трамваем Раймонд Легоде – бельгийский промышленник, который как раз и строил одесскую трамвайную линию. Именно об этом человеке говорится в словах песни, что он «выйдет из вагона», «двинет вдоль перрона», имея на голове «роскошный котелок». Даже цвет глаз молодого бельгийца указан в словах песни. Они зеленые и «горят одесским огоньком».                          В названии произведения указано точное время, когда паровоз-трамвай впервые выехал на линию. Это случилось в 7-40 утра. Появление нового транспортного средства радостно встречалось жителями города, легендарными одесскими торговцами, и сопровождалось веселым оркестром.                                                                                                                                                                   Вот такой исторический факт, по всей вероятности, и зафиксирован в веселой еврейской песенке «Семь сорок», ставшей впоследствии всенародно любимой на пространстве Российской империи, а потом и Советского Союза.

СЛОВА  ПЕСНИ «Семь — сорок»

В семь-сорок он приедет,

В семь-сорок он приедет —

Всем нам известный

Агицен паровоз.

 

Везет с собой вагоны,

Он везет с собой вагоны,

Набитые людями,

Будто сеновоз.

 

Он выйдет из вагона

Пройдется вдоль перрона.

На голове его роскошный котелок,

В его глазах горит зеленый огонек,

Сигаретой тянется дымок.

 

Семь-сорок наступило,

Часами всё пробило,
Но поезд не приехал,

Не пришел родной.

 

И в мире звуков сонных

Вдруг зазвучал «семь-сорок».

Добрый наш танец —

Веселый и простой.

 

Красотка машет лапкой,

Но я танцую с бабкой,

Не смог пробиться сквозь толпу я к юной той,

Приходится отплясывать с седой.

.

В семь-сорок он уедет,

В семь-сорок он уедет,

Может уедет,

А может — никогда.

 

В семь-сорок сядь на поезд,

Но я не беспокоюсь,

Семь-сорок танец наш зовет меня туда,

Где каждый сможет быть счастливым без труда,

Когда душа навеки молода.

Автор: Эдуард Блокчейн